Самая длинная дорога начинается с первого шага

Адаптация к школе

Один из самых волнительных моментов в жизни ребёнка, да и родителей тоже, это начало школьного пути. Школа открыла нам свои двери, а что там впереди? Первый звонок — это начало большого интересного приключения, или начало длинного и трудного испытания, или и то, и другое? Ответить на этот вопрос сложно, но одно можно сказать точно: трудиться придётся всем, и учителям, и детям, и родителям. И если с учениками и учителями все ясно, они будут учить и учиться, то что же делать родителям? Как помочь ребёнку адаптироваться к новой школьной жизни?

Новая социальная роль — роль ученика, важна и желанна для большинства детей, но она и очень ответственна. За внешней привлекательностью (школьная форма, красивый рюкзак, новые друзья) кроются серьёзные трудности в виде новых требований и ожиданий от ребёнка, как от ученика.

По мнению некоторых учёных, психологическое напряжение, испытываемое первоклассниками в период адаптации, сопоставимо с напряжением космонавтов перед отправкой в космос!

И тут без родителей не обойтись! Их работа в этом направлении начинается ещё до поступления ребёнка в школу.

Первое, что важно сделать, это хорошенько обдумать выбор школы и первого учителя, личность которого оказывает огромное влияние на жизнь учеников! Кстати познакомиться с учителем и посетить школу будущему ученику важно заранее.

Второе, не менее важное условие успешной адаптации — это создание у ребёнка позитивного отношения к школе. Важно не отбить желание учиться чересчур интенсивной подготовкой к школе или фразами типа: «Что ты в школе будешь делать, если не хочешь учиться читать?!» или «Тебе за такие буквы учитель в школе двойку поставит?!». Большую роль в этом отношении могут сыграть старшие дети, которые уже ходят в школу. Они любят пугать малышей ужасами школы. Так же у будущего первоклассника может возникнуть негативное отношение к школе, если он видит, как старшего брата или сестру заставляют учиться и ругают за плохие успехи в школе. Ответственность родителей заключается в том, чтобы постараться избежать таких опасных моментов. Рассказывайте приятные и смешные истории из своей школьной жизни, смотрите вместе фильмы и читайте книги о школьниках, чтобы предстоящий поход в школу стал понятнее и приятнее.

Когда же первый звонок уже позвонил, то ребёнку, как никогда важно, чтобы на фоне колоссальных изменений, что-то в жизни все-таки оставалось надёжным и неизменным. Этим островком надёжности могут стать ваши традиционные выражения любви: объятия и поцелуи, посидеть на ручках, почитать любимую книжечку — это не должно уйти из жизни ребёнка только потому, что он теперь «взрослый». И конечно же игра! Её исцеляющее воздействие на младших школьников трудно переоценить. Многие думают, что, когда в комнате ребёнка появляется портфель с учебниками, игрушки нужно немедленно убрать. Это глубочайшее заблуждение! Любимые игрушки и ежедневное, пусть непродолжительное время для игр — это то, что поможет ребёнку легче адаптироваться к новым условиям.

Важным так же является ваше участие в школьной жизни. Оно, конечно же, не заключается в ежедневном вопросе при виде ребенка «Что получил?», «Ты хорошо себя вёл?» и тому подобное. Известно, что ученики начальной школы учатся «для родителей». Но им важен ваш интерес к школьной жизни в целом, и он не заключается в том, чтобы поругать за плохие оценки и похвалить за хорошие. Важно проживать с ребёнком его чувства по поводу первых побед и первых поражений, но необходимо помнить, что это ЕГО пятёрка или его двойка, а не ваша! Участвуйте во внеклассных мероприятиях: ходите в походы, приходите на концерты и открытые уроки, рисуйте вместе рисунки к конкурсу и пеките пороги для школьной ярмарки! Так ребёнок будет чувствовать, что вы рядом, и что он важен для вас. Поддерживайте связь с учителем, он видит детей совсем в другой обстановке, чем вы и может поделиться важной информацией, так же как вы можете помочь учителю лучше понять нового ученика.

Ну и, конечно же, важно «держать руку на пульсе». Если вы видите, что ребёнку что-то сложно даётся, возможно ему понадобится ваша терпеливая помощь.

Освоить новые умения или получить навык будет легче, если вы повторите и закрепите пройденный материал дома.

Кроме того, важно следить за соматическим здоровьем ученика. Во время адаптации к школе могут обостриться, казалось бы, уже ушедшие в прошлое проблемы со здоровьем. Этот момент должен всегда находиться под родительским контролем. И если потребуется обратиться к специалисту: неврологу, психологу или любому другому, это необходимо сделать незамедлительно, ведь таким образом вы дадите ребёнку дополнительный ресурс для того, чтобы школьные годы стали счастливыми!

На самом деле, при разумном и внимательном подходе ответственных за это взрослых (педагогов и родителей), при условии их совместной, поддерживающей друг друга работе, адаптация большинства учеников проходит успешно, и ребята начинают ощущать истинное удовольствие от возможности получать новые знания, открывать в себе новые таланты, общаться с новыми интересными людьми! Школьная жизнь становится увлекательной и захватывающей!

А нам остаётся только сказать:

«В Добрый путь!»

Материал подготовила
педагог-психолог Авторской школы «Ступеньки»
Наталья Владимировна Павлова